Бобруйск (вторая четверть XVI века - 1942)

        Первые письменные сведения о Бобруйске относятся к середине XIV столетия. В те далёкие времена город принадлежал минскому князю Скиргайле, сыну великого князя Литовского Гедимина. В XVI столетии Бобруйск являлся центром волости, а с 1566 года - староства. В середине XVI века Бобруйское староство упоминается среди владений великого князя Литовского, а позднее городом владели крупные магнаты М.Радзивилл, О. Гаштольд, П. Трызна, а с 1639 года - польская королева Цецилия Рената, жена короля Владислава IV.
        Второй четвертью XVI столетия датируется первое упоминание Бобруйска в еврейских источниках. В городе евреи арендовали мыты (таможни) и откупы (исключительное право на сбор каких-либо налогов, продажу определённых видов товаров). Во второй половине XVI - XVIII столетии еврейская община Бобруйска не принадлежала к числу основных. Скорей всего, материальное положение бобруйских евреев также было далеко от идеала. Так, 6 мая 1702 года евреи Бобруйска были приговорены Трибунальным декретом (имеется в виду декрет Главного литовского трибунала, созданного в 1581 году, - высшего апелляционного суда Великого княжества Литовского к "инфамии" (потере гражданской чести) и уплате штрафа за невнесение в течение двух лет почтовой повинности (установлена на Сейме 1673 года) в размере 40 польских злотых. В 1766 году в Бобруйске насчитывалось 395 (по другим данным 359) евреев-плательщиков подушного налога. Подушный налог взимался с каждого еврея государства, которому исполнился один год. Для сравнения приведём данные по некоторым другим общинам Великого княжества Литовского. Например, в Минске подушный налог платили 1322 еврея, а в Пинске - 1277.
        В 1793 году, после второго раздела Речи Посполитой (в 1569 году Великое княжество Литовское и Польское королевство объединились, образовав Речь Посполитую), Бобруйск входит в состав Российской империи, а в 1795 году обретает статус города и уездного центра Минской губернии. Город становится частью т.н. "черты оседлости", установленной властями империи. После этого еврейское население города увеличивается, причём довольно быстрыми темпами. Необходимо отметить, что тенденции к увеличению еврейского населения Бобруйска наметились ещё в начале и середине XVIII столетия. Причинами тому были, кроме натурального прироста, миграция из Польши и Украины. В 1808 году в Бобруйске было 504 еврея. В 1847 году еврейское население города составило 4702 человека, а в 1861 уже - 8861. Результаты самой точной и достоверной российской переписи 1897 года для Бобруйска выглядели  следующим образом: 34336 жителей, среди которых 20760 евреев (60% всего населения). В 1914 году в городе насчитывалось 25876 евреев (61% всего населения).

        Немного статистики по Бобруйскому уезду (данные вместе с г. Бобруйск):

1) Купцы:
 
Год
Евреи
Христиане
1797
61
88
1805
39
47

2) Мещане:
 
Год
Евреи
Христиане
1797
775
392
1805
1195
510

3) Еврейские общества Бобруйского уезда:
 
Год
Бобруйское
Глуское
Паричское
1847
4702
3148
1888

        По городам, деревням, сёлам и местечкам Бобруйского уезда ситуация на 1897 год была такой (в таблицу входят лишь населенный пункты с числом жителей более 500 человек, в которых еврейское население доходило до 10%):
 
Тип поселения
Название
Общее число жителей
Еврейское население
деревня
Воротынь
694
63
местечко
Глуск
5328
3801
село
Горки
711
90
местечко
Городок
766
387
село
Дороги Новыя
851
122
село
Заболотье
539
55
кол.
Коловищи II
544
528
местечко
Любань
766
732
местечко
Любоничи
506
506
Лясковичи Великие
495
62
местечко
Озаричи
1356
1308
деревня
Пастовичи
650
71
деревня
Поречье
495
54
Речен
899
98
местечко
Свислочь
1787
1720
деревня
Симоновичи
664
77
Слободка Костричская
739
82
деревня
Старцы
507
53
местечко
Угаричи
3884
3132
местечко
Уречье
509
483
местечко
Щедрин (еврейское - Селиба)
4234
4022

        Источник: Еврейская Энциклопедия. Т,4, С.687-88.

        4 июня 1810 увидел свет указ императора Александра I о строительстве Бобруйской крепости. 29 февраля 1812 года император снова издаёт указ, касающийся Бобруйска. Указом евреям запрещается строить какие-либо здания на территории крепости. В Российской империи для евреев была введена обязательная воинская повинность. Это стало причиной того, что и евреи-солдаты служили в Бобруйской крепости. Еврейская община города оказывала всяческую помощь солдатам-евреям. В 1882 году военное начальство дало разрешение на создание фонда помощи солдатам, была открыта специальная столовая. Если зимой кошерное питание в ней получали около 150 человек, то летом - до 300.
        Вообще же еврейская благотворительность была широко развита в Бобруйске. Бикур-Холим (братство помощи больным евреям) было крупнейшей благотворительной организацией города в середине XIX столетия. Братство в 1863 году построило больницу, имевшую женское и мужское отделения. Причём, лекарства отпускались больным по пониженным ценам, иногда даже бесплатно. Имелось в Бобруйске и погребальное братство. Пожертвования  богатых горожан, членские сборы, взносы в синагогах, на свадьбах, собраниях и т.д. - таковы были источниками финансирования благотворительных заведений.
        В 1875 году купчиха Лозинская основывает общество по сбору одежды для бедных, а в 1883 году в память о своей матери Рабинович открывает дом для бедных на 26 человек. В 1882 году по инициативе Б. Голанда в Бобруйске начинает действовать общество взаимопомощи. Сам Голанд пожертвовал на его основание 1000 рублей. Ссуды давались под залог или поручительство богатых горожан. Кредит погашался еженедельно на протяжении полугода, а процент был необременительным. Для бедных он и вовсе отсутствовал. В 1887 на средства еврейской общины была открыта городская больница, которой руководил Исидор Самойлович Фейертаг. Летом 1893 году по инициативе Шнеерсона, Гинцбурга и Клеермана начала  функционировать дешёвая столовая.
        Как свидетельствуют данные переписей, расцвет еврейской жизни в Бобруйске пришёлся на конец XIX - начало XX столетия. Основными хозяйственными занятиями бобруйских евреев в то время были изготовление одежды и торговля продуктами сельского хозяйства. Особенно преуспели евреи в заготовке и продаже леса, который отправлялся в южные области России и прибалтийские порты. Самыми распространёнными занятиями среди жителей Бобруйского уезда были: изготовление одежды (занято около 4400 человек) и торговля продуктами сельского хозяйства (2000).
        Бобруйск XIX столетия - один из центров духовной жизни евреев Беларуси. Раввины города были известны далеко за пределами Беларуси. В разное время в Бобруйске жили: руководитель хабадского хасидизма Мордехай Барух Эттингер, Хиллел из Парича, Шмария Ноах Шнеерсон и другие. Среди митнагдим особо выделяются фигуры Яакова Давида Вайловского (Ридбаз) и Рафаэля Шапиро, позднее ставшего главой знаменитой Воложинской иешивы.
        Прославило Бобруйск и издательство Яакова Кохена Гинзбурга. Книги издательства Гинзбурга (молитвенники и т.д.) были известны далеко за пределами Бобруйска и Беларуси. Издательство просуществовало до 1928 года. Именно, издательство Яакова Кохена Гинзбурга выпустило последнее в СССР произведение еврейской религиозной литературы ("Ягдил Тора"). В начале XX столетия в Бобруйске действовали следующие учебные заведения: Талмуд-тора, два мужских народных училища (в одном из них действовало ремесленное отделение), два женских общеобразовательных и одно женское профессиональное училище. К 1917 году в городе насчитывалось сорок две синагоги.
        В конце XIX - начале XX столетия Бобруйск обретает славу центра политической жизни белорусского еврейства. В городе действовали сионистские организации, однако наибольшую популярность завоевал Бунд ("Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России"). Бундовцы развернули свою деятельность в Бобруйске в конце 1897 года. Бобруйск, где действовала бундовская типография, стал одним из главных центров организации. В апреле 1898 года в бобруйской типографии Бунда были изданы манифест и решения I cъезда РСДРП, который состоялся с 1 по 3 марта 1898 в Минске. В июле 1898 году типография была захвачена полицией, свыше 70 человек - арестованы.
        В 1917 году рухнула Российская империя. Начался долгий период нестабильности. Власть переходила из рук в руки. По Беларуси прокатилась волна еврейских погромов. Особенно "отличились" в деле организации погромов польские войска (с августа 1919 по июль 1920 Беларусь была ими оккупирована). Один из самых жестоких погромов произошёл в Бобруйске: озверевшие солдаты польской армии зарывали живых людей в землю.
        В 20-е годы еврейская община Бобруйска сократилась. В 1926 году в городе проживало 21558 евреев (42% всего населения). В 20-е годы создались благоприятные условия для развития еврейской культуры и образования в Беларуси. В то же время репрессии обрушились на религиозную жизнь евреев. Ещё в 1922 Народный Комиссариат просвещения Беларуси издал специальный приказ, запрещавший деятельность хедеров и иешив. В 30-е годы наметилась тенденция к сворачиванию деятельности национальных культурных учреждений и школ. Тем не менее, ещё в 1939 году в Бобруйске существовало несколько еврейских школ, преподавание в которых велось на языке идиш.
        22 июня 1941 году началась Великая Отечественная война. Уже 28 июня немецко-фашистские захватчики вошли в Бобруйск. В Беларуси нацисты начали устанавливать "новый порядок". Адская машина смерти заработала. В июле 1941 года в деревне Каменка Бобруйского района (9 километров от Бобруйска, на правой стороне Варшавского шоссе) в семь часов утра было расстреляно 250 евреев. В Бобруйске было создано два гетто, узниками которых стали более 20 тысяч человек. 7 ноября 1941 года в той же деревне Каменка было уничтожено 10.000 бобруйских евреев. Вот выдержка из донесения начальника полиции безопасности и СД о действии айнзацгрупп на оккупированных территориях СССР с 1 по 31 декабря 1941 года: "В Бобруйске, сразу после ухода частей полиции безопасности и СД, евреи опять активизировались. Они перестали носить опознавательные знаки,  отказались работать, вступили в связь с партизанами и вели себя вызывающе по отношению к оккупационным властям. Поэтому в ходе специально проведённой акции был расстрелян 5281 еврей. Город Бобруйск и его окрестности, таким образом, теперь свободны от евреев".
        В 1942 году в распоряжение немецких военно-воздушных сил прибыл транспорт с евреями из Польши. Более 3 тысяч евреев были доставлены в район Бобруйска после подавления восстания в Варшавском гетто. Нацисты использовали их на земляных работах, а потом расстреляли.
        На территории Беларуси нацисты и их пособники действовали с беспримерной жестокостью. Один из таких предателей, бывший коммунист Шкуров вбивал гвозди в голову раввина Бобруйска Ицхока Беспалова.
        С 15 по 29 января 1946 года в Минске проходил судебный процесс по делу о злодеяниях, совершённых немецко-фашистскими захватчиками в Белорусской ССР. 30 января в 14 часов 30 минут был приведён в исполнение приговор Военного Трибунала Минского военного округа над 14 преступниками, приговорёнными к смертной казни через повешение. За свои злодеяния ответили палачи Бобруйска - Рейнгард Молл, майор, комендант местной комендатуры Бобруйска; Карл Лангут, заместитель лагеря советских военнопленных в Бобруйске; Рольф Бурхард, зондерфюррер местной комендатуры Бобруйска; Август Битнер, зондерфюррер хозяйственной комендатуры Бобруйска.
        Бобруйск дал большое количество знаменитых евреев, среди которых отметим писательницу, автора мемуаров "Записки бабушки: картины из истории культуры русских евреев в XIX столетии" (Берлин, 1908-10) Паулину Юлиевну Венгерову (1833-1916), доктора философии, общественного деятеля Нисона Иосифовича Каценельсона (1862-1923), писателя, раввина, одного из лидеров религиозного сионизма Исаака Ниссенбаума (1868-1942) знаменитого историка, профессора кафедры еврейского народа БГУ (1921-22) Самуила Горациевича Лозинского (1878-1945), знаменитого юмориста Иосифа Тункеля (1881-1949), общественного деятеля, жену президента Израиля З. Шазара (1963-73) и дочь Н.И. Каценельсона Рахель Каценельсон-Шазар (1885-1975), поэта Давида Шимоновича (1886-1956), профессионального революционера Фишеля Лейзеровича Каменского (1887-1920), руководителя и идеолога рабочего движения в сионизме Берла Кацнельсона  (1887-1944), известного учёного, раввина Шломо Зевина (1890-1978), генетика, академика АН УССР Израиля Иосифовича Огола (1891-1937), философа Семёна Яковлевича Вольфсона (1894-1941),  белорусского экономиста, профессора Абрама Иосифовича Лурье (1895-1948), председателя Кнессета (1959-65) Каддиша Луза (Лозинского) (1895-1972),  советского государственного деятеля Александра Михайловича Орлова (настоящее имя - Лейб Лазаревич Фельдбинг) (1895-1973), профсоюзного деятеля СССР и БССР Шепшеля Шепшелевича Ходоша (1896-1951), писателя, одного из лидеров сионисткого движения Абба Ахeмеира (Самуила Гейсиновича),  философа, доктора философских наук Бернарда Эммануиловича Быховского (1901-1980),  певца,  народного артиста БССР Исидора Михайловича Болотина (настоящее имя -  Израиль Рувимович Болотный)  (1907-61), первооткрывателя нефти в Беларуси, доктора геолого-минералогических наук Залмана Абрамовича Горелика (1908-1979), белорусского художника Исаака Ароновича Давидовича (р.1911),  режисёра, заслуженного деятеля искусства БССР Соломона Савельевича Казимировского (р. 1915), белорусского скрипача, заслуженного артиста БССР Самуила Петровича Основича (р.1920),   юриста, доктора юридических наук Иосифа Исааковича Горелика (р. 1921), геолога, доктора геолого-минералогических наук  Залмана Абрамовича Горелика  (р.1908),  художника Абрама Рабкина (р. 1925),  писателя, президента Общества истории гетто и геноцида евреев Леонида Иосифовича  Коваля (р. 1926),  журналиста, киносценарист Эфраима Севелу (р. 1928), скрипача, народного артиста БССР Льва Давыдовича Горелика (р. 1929), белорусского писателя Михаила Наумовича Герчика (р. 1932)  и многих других.